Новости

Статьи

Home News

От мрака к свету и любви

29.08.2018

видео От мрака к свету и любви

Леша Свик - Малиновый свет | 2018 Премьера

В Большом зале Московской  консерватории открылся Международный музыкальный фестиваль  «Опера Арт» Динары Алиевой. Это уже третий фестивальный проект оперных артистов  после фестивалей Хиблы Герзмавы и Василия Ладюка.



Организатор фестиваля солистка Большого театра Динара Алиева считает, что подобный выход на более широкую музыкальную арену  очень важен и для публики, и для самих певцов: это общение с коллегами из разных театров, обмен опытом и расширение слушательской аудитории. У  Алиевой трепетное и глубокое отношение к творчеству великого Чайковского, она много и с огромным удовольствием поёт его оперную и камерную романсовую музыку.


Сергей Трофимов - Свет

Для открытия Фестиваля Динара выбрала концертное исполнение его последней оперы  «Иоланты». Опера написана на сюжет драмы датского писателя Генрика Герца «Дочь короля Рене», рассказывающей историю слепой девушки, не ведающей о своем недуге. Только любовь Иоланты к рыцарю Водемону, раскрывшему тайну ее несчастья, рождает в Иоланте страстное желание увидеть свет. Лечение помогает, и героиня прозревает. Драма сразу захватила композитора своей поэтичностью и обилием лирических моментов. Больше всего его увлекла идея — стремление к свету. Это самая жизнерадостная опера Чайковского, а она ведь написана им в 1891 году между двумя самыми трагическими его сочинениями оперой «Пиковая дама» (1890) и Шестой симфонией— 1893. Её премьера под управлением  самого Чайковского состоялась за несколько дней до его смерти.


О любви

В концертном исполнении «Иоланты» участвовали оркестр театра «Новая опера» им. Е. В. Колобова, Государственный Московский областной хор им. А. Кожевникова, хормейстер, дирижер Андрей  Петренко (Мариинский театр) и солисты московских театров и Мариинки. В титульной партии Динара Алиева.

Опера начинается с Интродукции. Звучит мрачная тревожная музыка. Эта же тема продолжается и в ариозо Иоланты «Отчего это прежде не знала ни тоски я, ни горя, ни слёз». В нём раскрывается неспокойный напряженный душевный мир слепой девушки:  неясные порывы, неведомые причины грусти, томления. Постепенно появляются другие персонажи: отец король Рене, мавританский врач, рыцари, и понимаешь, что ты уже давно поселился в замке короля Рене с роскошным садом, среди людей, занятых тем, чтобы Иоланта прозрела. Произошло это потому, что все исполнители: замечательный оркестр «Новой оперы», подмосковный хор, настоящий театральный дирижер Андрей Петренко и певцы, постарались погрузиться без декораций, костюмов, режиссуры в психологические и музыкальные глубины последнего шедевра Чайковского, который спустя более 120 лет не сходит с оперных подмостков. Все вместе они смогли провести зрителей от тьмы и мрака к любви и свету, и при этом раскрыть многогранность характеров главных персонажей в их постоянном развитии и в разных взаимоотношениях между собой. Главное — всё по Чайковскому, по его музыкальной драматургии.

Бас Николай Диденко  благодаря разнообразию вокальных красок создает многогранный образ короля Рене, прежде всего как любящего и страдающего отца, трагически переживающего несчастье дочери. Всю боль и страдание он изливает в ариозо «Господь мой, если грешен я…». Но голос певца может быть и властным, когда король решает, что сумеет настоять, чтобы привезенный им мавританский врач не открывал Иоланте ее слепоту до операции. Может быть жёстким и резким, когда король объявляет, что Водемона казнят, если операция не поможет Иоланте, как виновнику, открывшему девушке её слепоту. Этот же голос наполняется теплотой и радостью, когда Рене отдает прозревшую дочь в жены Водемону.

Достаточно выразителен баритон Игоря Тарасова для партии мавританского врача Ибн-Хакия. Не смотря на определенные проблемы певца в верхнем регистре, у него получилась таинственная и загадочная ария «Два мира : плотский и духовный» с её восточными интонациями. Это был монолог серьёзного человека, убежденного в своей правоте.

Какие разные друзья-рыцари Роберт и Водемон! В исполнении Василия Ладюка Роберт яркий, решительный, готовый воспевать без устали  свою красавицу Матильду. Ария Роберта — это визитная карточка певца, его бренд, которую он поёт и в спектаклях, и в концертах, и каждый раз роскошный баритон Ладюка звучит по-разному. На этот раз был гимн любви, женской красоте и прекрасной Матильде. Если Роберт у Чайковского уже сложившийся образ, каким нам и представил Ладюк своего героя, то Водемон дан композитором в развитии. Он проделывает за короткое время огромный эмоциональный путь от мечтательности о светлой любви через восторженность и пылкость пробудившегося  первого чувства, состраданья к несчастью любимой до  клятвы верности, которую он произносит, ещё не зная об исцелении Иоланты. Солист Мариинского театра Сергей Скороходов  неплохой тенор, яркий, эмоциональный. Но ему явно не хватало лиричности, романтичности и  кантилены. Особенно  это ощущалось в романсе  Водемона «Нет чары ласк красы мятежной……», который Скороходов скорее проговорил, чем спел.

Динара Алиева, обладательница большого красивого сопрано, полная хозяйка своего вокального и актёрского дара, явила нам трогательный и хрупкий образ Иоланты в его богатейшем музыкальном развитии. В начале оперы это нежная, мечтательная девушка, наивная и доверчивая, сомневается в правильности своей жизни. Затем встреча с незнакомым человеком, рыцарем Водемоном, буквально перечеркнувшем ее прежнюю жизнь, когда она узнала от него о существовании иного видимого мира. Их дуэт стал кульминационным центром оперы.  В голосе Алиевой сначала появляются интонации растерянности, сменяющиеся чувством первой влюбленности, а их дуэт-спор становится общей радостной кодой согласия. В дуэте по-настоящему запел и Скороходов, и их голоса слились в общем ярком звучании. Это был поистине самоотверженный путь героини от тьмы к свету и любви, который завершился всеобщим гимном солнцу и свету «Чудный первенец творенья».

Елизавета ДЮКИНА

Автор фото Федор БОРИСОВИЧ

© 2011-2015 Детская художественная школа
Россия, Ульяновская область,
г.Димитровград, проспект Автостроителей, 55, тел/факс (84235) 7-56-38

rss