Новости

Статьи

Home News

Натан Перельман. Нравоучения

28.08.2018

видео Натан Перельман. Нравоучения

Натан Перельман. "Урок восхищения"

Я принадлежу тому поколению,что ещё застало Натана Ефимовича на сцене: он выступал до 89-ти лет! Это были концерты в камерных или полукамерных залах.


Натан Перельман - "Урок восхищения"

Конечно,это был осколок ушедшей эпохи.Он вызывал к себе смешанное отношение: и глубоко уважительное,и несколько ироническое одновременно.Но его искренность,возможно,наивная,подкупала и продолжает подкупать сегодня.Его красноречие-размышления не столько поофессионального музыканта,сеолько просто интеллигента старой формации,тоже из давно минувших времён.Одновременно с Перельманом в Ленинграде-Петербурге жил и преподовал Владимир Владимирович Нильсен,тоже наследник ушедшей музыкальной и пианистической культуры.


Натан Перельман/Nathan Perelman(Lully,Schubert,Chopin,Debussy,Prokofiev)

“Уроки восхищения”-это целый цикл телевизионных передач,все они были сняты вот в такой манере,выходили несколько лет и принимал в них участие сперва один Н.Е.,а потом стал привлекать и своих учеников.Ясно,что эти рассказы обращены к широкой аудитории,но-к интеллигентной аудитории,к людям чувствующим,возможно-чувствительным,сентиментальным,и в этом тоже проявляется аромат ушедшего мира,как он являет себя нам в русских романсах,например.Теперь с теми слушателями,к которым обращался этот седовласый профессор,уже очень плохо даже в Петербурге,уж не говоря о других городах страны.

Я посмотрел и послушал всю запись и заметил,как из пианистической манеры Перельмана,вместе,например,с манерой В.Х.Разумовской,становится понятен генезис таких пианистов как Г.Соколов или А.Угорский.То есть они продолжатели не только “линии Гилельса”,но к этому направлению пианистического искусства была сделана и существенная петербургская присадка.

Перельман в старости (а иным я его просто не помню!) был,по-своему,салонным пианистом и салонным музыкантом,только тут надо учитывать многоаспектность салонной культуры: салоны бывали очень разными.Но мне думается,что своего рода гостиная интеллигентского дома была хронотопом его мысли и его творчества,миром их существования.Он не был ни громоподобным пианистом больших концертных залов с их светским блеском и тысячами огней хрустальных люстр,ни щёголем-виртуозом,ни пианистом-метафизиком,как Соколов,обретающимся в эмпиреях чистого духа и чистой мысли,да и мысль Перельмана,как явствует и из его чудесной книжки афоризмов,и из его телепередач,была далека от высот философских трактатов и почти безвоздушной абстракции-он жил в иных,более приземлённых,сферах.

Его умение говорить продолжается,нарример,в выступлениях Леонида Гаккеля,но Гаккель утрировал черты стиля Перельмана,доводя их подчас до комической высокопарности (опять же: не глубины и проницательности мысли-Гаккель,как и Натан Ефимович,не Бахтин и не Лосев,-а именно до выспренности изложения часто тривиальных мыслей); в выступлениях и бесчисленных статьях Иосифа Генриховича Райскина,человека не только блестяще владеющего слогом и стилем,но и облдающего широким гуманитарным кругозором (и не только гуманитарным,кстати,: по первому образованию и специальности И.Г.физик).

Манера игры Перельмана обладала каким-то ароматом,что-ли… Это трудно передать словом.Так играли старые пианисты.Туше прозрачно,педаль тоже очень корректна,вслушайтесь во фразировку синтаксических структур-она очень рельефна и в то же время не навязчива,не рвёт единства линии развития музыкальной мысли и построений больших масштабов,всё очень осмысленно проинтонировано,то есть осмыслено и наполнено содержанием, музыке сообщается некоторая декламационность,выразительность речи.Вот и появляется личная интонация,но не переходящая грань хорошего вкуса,не становящаяся “задуфевностью”,по слову Шостаковича.Слово “интимность”,часто употребляемое,тут,наверное,не подойдёт и вообще в нём есть что-то пошловатое.

Безусловно,такое направление музицирования (вот ещё одно почти ушедшее из нашей жизни понятие!) стоит совершенно отдельно и от направления шоумена Циффры,и от мацуевского атлетического направления,Перельман был прежде всего интеллигентом за роялем.А теперь с роялями хорошо,-с интеллигенцией плохо.Я назвал Циффру шоуменом,хотя при этом он был превосходным пианистом.Конечно,это далеко не предел,был и Владзи Валентино Либераче,тоже по-своему прекрасный пианист и очень талантливый человек.В сопоставлении этих имён и вырисовывается хронотоп,смысловое время и пространство бытия пианизма и вообще музыкального бытия Натана Ефимовича.

Он безумно долго преподавал,но своей пианистической школы не создал.Среди его бывших студентов есть играющие люди,например,ныне живущие в ФРГ Вадим Пальмов и Аркадий Ценциппер,но понятия “школа Перельмана” не возникло.Вероятно,он более учил общаться с музыкой,чем покорять публику и овладевать залом.В нём было нечто от магистра музыки из “Игры в бисер” Гессе,мне кажется,Гессе описал такой или близкий тип личности-и личности вообще,и именно музыкантской личности.

Сегодня такие музыканты если и есть (хочется верить,что есть!),то крайне редки,это,как принято говорить, “уходящая натура”.

© 2011-2015 Детская художественная школа
Россия, Ульяновская область,
г.Димитровград, проспект Автостроителей, 55, тел/факс (84235) 7-56-38

rss