Новости
Статьи
Роман Кофман отошел от Альфреда Шнитке
28.08.2018
В рамках проекта Романа Кофмана “Великие имена” Киевский камерный оркестр и хор “Кредо” исполнили музыку Альфреда Шнитке.
По мнению Любови Морозовой, подчеркнуто сдержанная трактовка экспрессивных опусов классика неофициальной музыки советской эпохи прочертила неожиданные параллели с творчеством его кумира Вольфганга Амадея Моцарта, полное собрание симфоний которого в прошлом сезоне озвучил маэстро Кофман.
Цикл “Великие имена” Романа Кофмана уже одним своим названием указывает на то, что включенные в него авторы прошли проверку славой и временем. Между тем многие из композиторов, удостоенные этого громкого титула,– современники украинского дирижера и его хорошие друзья.
К ним можно отнести Гию Канчели, посетившего свой авторский вечер в Киевской филармонии два года назад, и Арво Пярта, чье 75-летие отпразднуют здесь через месяц. В этом же ряду стоит и Альфред Шнитке, о сотрудничестве с которым маэстро Кофман всегда вспоминает с благоговением: в период негласного запрета на творчество главного советского авангардиста дирижер не только тесно с ним общался, но и дерзко организовал первый его авторский вечер в Украине.
Примечательно, что на том концерте партию клавесина озвучивал сам композитор, а значит, мог отследить и повлиять на исполнение напрямую.
Нынешний концерт стал своеобразным отзвуком того памятного мероприятия. В него вошли три опуса Шнитке второй половины 1970-х годов – Реквием (1975), Concerto grosso #1 (1977) и Концерт для фортепиано и струнных (1979). Все они, несмотря на трагическое мироощущение и намеренно диссонантную гармонию, не только весьма популярны, но и имеют уже устоявшуюся традицию исполнения – острую, рваную и импульсивную.
Роман Кофман решил подойти к ним иначе, отбросив исторические и идеологические подтексты и трактуя композицию в русле абсолютной, не связанной с программностью музыки. В такой трактовке, разумеется, затерлись стилевые аллюзии и игра смыслами, практически полностью пропала коллажность – фирменный почерк Шнитке,– зато проступила вневременность.
О том, что подобная эмоциональная дистанция была взята дирижером намеренно, свидетельствовала и подчеркнуто мягкая, легкая и наивная игра приглашенной японской пианистки Изуми Гото, и отточенная, слаженная игра дуэта скрипачей Вадима Борисова и Юлии Рубановой.
Если инструментальные произведения в подобной трактовке прозвучали непривычно и проиграли в рельефности, то Реквием, напротив, удался. В давно изданных и широко известных беседах с российским виолончелистом и музыковедом Александром Ивашкиным есть упоминание о том, что композитору больше всего по душе было исполнение Реквиема маленьким таллиннским хором.
Шнитке называл свою заупокойную мессу “наивной”, настаивал на необходимой упорядоченности эмоций и признавался, что одна из частей – эхоподобный Sanctus – пришла к нему во сне.
Именно в таком ключе, строгом и спокойном, позволяя музыке говорить самой за себя, прошло и нынешнее киевское исполнение произведения. Скорее всего именно благодаря этому в музыке Шнитке проявились параллели с одноименным моцартовским опусом, которые сам композитор тщательно припрятал.
“КоммерсантЪ – Украина”