Новости

Статьи

Home News

Государственный театр оперы и балета им. Д.К. Сивцева-Суоруна Омоллоона

24.08.2018

видео Государственный театр оперы и балета им. Д.К. Сивцева-Суоруна Омоллоона

Японская балерина в Государственном театре оперы и балета УР

 Созданный в Якутске в 1925 году Драматический театр, в недрах которого зарождался якутский балет, остро нуждался в квалифицированных руководящих кадрах. Из Москвы был приглашен профессиональный режиссер А.А. Глебов. Он, понимая необходимость создания при драматическом театре танцевальной группы, в 1931 году пригласил балерину Н.Ф. Ягор.



Государственный театр оперы и балета им. Д.К. Сивцева-Суоруна Омоллоона

Музыкальная драма-олонхо «Нюргун Боотур»

Уже через год в драматические спектакли вошли танцы, которые исполняли ее воспитанники. Обращение к песенно-танцевальному фольклору внутри национальных драматических спектаклей было естественным и закономерным. Богатейшее устное народное творчество, веками слагавшийся фольклор отражали жизнь народа саха, своеобразие нации и се неповторимые черты.


Государственный театр оперы и балета УР. Репетиция.

Появление первых якутских сценических танцев («Олень» и «В березовой роще») связано с именем И.Д. Избекова, одного из первых профессиональных артистов драмы. Огромные заслуги в развитии музыкального искусства Якутии принадлежат М.Н. Жиркову, первому якутскому профессиональному композитору, одному из основоположников оперно-балетного театра. Первым ростком будущего балетного искусства стала его музыкальная драма-олонхо «Нюргун Боотур» (1940), включающая несколько развернутых танцевальных сцен: «Березки», «Кумысный танец», «Удаганки», «Богатырский танец».


Анимация занавеса "Башкирский государственный театр оперы и балета"

Они стали удачными попытками инсценировать народные танцы: от природы богатая музыкальная одаренность якутского народа, его поэтичность и пластическое своеобразие проявились здесь во всей полноте.

Е.Ф. Сивцева с педагогом Н.М. Ходыревым. 1940-е гг.

В 1940 году при Драматическом театре был организован музыкально-вокальный коллектив с хореографическим отделением, куда было набрано 30 человек. Будущих танцовщиков воспитывали приглашенные из Москвы и Ленинграда представители старейших балетных школ страны, хранители традиций русской классической хореографии: С.В. Владимиров, И.А. Каренин, Н.М. Ходырев.

Они подготовили первых артистов балета А. Посольскую, И. Христофорова, Л. Мекюрдянова, К. Абрамова, М. Местникова, М. Попову.

Достижения музыкального искусства позволили в 1942 году Якутский государственный драматический театр реорганизовать в Якутский государственный музыкально-драматический театр.

В 1947 году появился первый национальный крупномасштабный балет «Полевой цветок» М.Н. Жиркова и Г.И. Литинского в постановке С.В. Владимирова. Огромный успех выпал на долю артистов, исполнивших ведущие партии: А. Посельской, И. Христофорова, М. Жорницкой, Н. Сильванович, Л. Мскюрдянова. Дата премьеры спектакля — 29 июня 1947 года — считается теперь днем рождения якутского балета.

Дальнейшее развитие балетного искусства связано с именем В.В. Козлова, возглавлявшего молодой якутский балет с 1956 по 1961 год. Активному пополнению репертуара в это время способствовали поставленные им спектакли «Вальпургиева ночь» Ш. Гуно (1956), «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева (1958), «Лауренсия» Л. Крейна (1959), «Лебединое озеро» П. Чайковского (1960), а также отрывки из балета «Красный мак» Р. Глиэра, «Половецкие пляски» А. Бородина.

Евдокия Степанова в балете «Полевой цветок». 1960 г.

Этапным спектаклем стал национальный балет «Чурумчуку» (1964) Ж. Батусва в постановке московского балетмейстера К.Д. Карпинской. В нем в полной мере раскрылось дарование первой якутской профессиональной балерины Е.А. Степановой, выпускницы Ленинградского академического хореографического училища им. А.Я. Вагановой. Ее превосходная школа, магический талант, дар актерского перевоплощения, внутренняя лучезарность и внешняя красота радовали зрителя с 1960 по 1983 год. Ею исполнены ведущие партии: Сир Симэгэ («Полевой цветок»), Мария и Зарсма («Бахчисарайский фонтан»), Франциска («Голубой Дунай»), Нюргуяна («Чурумчуку»), Вакханка («Вальпургиева ночь»), Джульетта («Ромео и Джульетта»), Кюн-Куо в одноименном балете, Барышня («Барышня и Хулиган»), Мачеха («Золушка»), Мирта («Жизель») и многие другие. Народная артистка Якутии, заслуженная артистка РСФСР, обладательница медали Российского фонда Р. Нуриева, она первая из якутских балерин выступила за рубежом.

Н. Христофорова и Г. Баишев

1960-е годы связаны с профессионализацией балетной труппы. С 1964 по 1968 год на сцену театра пришла целая плеяда выпускников Новосибирского хореографического училища, с именами которых связан небывалый расцвет якутского балета. Кумирами зрителей становятся Н. Христофорова, А. Попов, К. Иванова, Г. Баишсв, С. Саввина, А. Ултургашсв, Н. Посельская, Л. Габышева, Г. Докторова. Начало их творческого пути в родном театре связано с балетмейстерами разных творческих индивидуальностей, приглашенными из разных городов в разные годы. 

Балетмейстер Б.М. Губжоков осуществил постановку национального балета «Алый платочек» на музыку М. Жиркова и Г. Литинского (1967), «Голубой Дунай» И. Штрауса (1968); К.М. Мадемилова — «Кюн-Куо» В. Каца (1969), «Жизель» А. Адана (1969), С.Ф. Бурханов — «Орлы летят на Север» Г. Комракова (1969), «Ильмень-озеро» Д. Салиман-Владимирова и «Аппассионату» Л. Бетховена.

В 1971 году происходит разделение Музыкально-драматического театра на два самостоятельных. Прочное утверждение балетного репертуара Якутского государственного музыкального театра с этого времени по 1991 год связано с первым профессиональным якутским балетмейстером, заслуженным артистом ЯАССР А.А. Поповым. Яркая творческая личность, талантливый хореограф, он внес неоценимый вклад в дальнейшее развитие якутского балета. Им поставлены свыше двадцати оригинальных спектаклей, среди них: «Сияние Севера» В. Бочарова, «Золушка» С. Прокофьева, «Сотворение мира» А. Петрова, «Подвиг» Г. Комракова, «Кармен-сюита» Ж. Бизе, «Собор Парижской Богоматери» Ц. Пуни, «Щелкунчик» П. Чайковского, «Доктор Айболит» И. Морозова, «Двенадцать стульев» Г. Гладкова. Создавая полноценные художественно значимые произведения, А. Попов своим вдохновенным творчеством дал могучий толчок дальнейшему процветанию якутской хореографии.

В 1970 — 1980-е годы балетная труппа пополняется выпускниками ленинградской, московской, пермской, новосибирской и улан-удэнской балетных школ. В эти годы на сцене блистают И. Борисова, И. Пудова, В. Меепшков, А. Ягодкин, Б. Матвеев, С. и Г. Афонасевичи.

Балетмейстер А. Попов. 1975 г.

В 1977 году московский балетмейстер Б.Ш. Халиулов на якутской сцене ставит «Шопсниану» М. Фокина, «Юношескую симфонию» С. Прокофьева, а также Гран па из балета «Дон Кихот». Огромным событием, выведшем якутский балет на новый уровень исполнительского мастерства, стала постановка балета из золотого фонда классического наследия М. Петипа — «Баядерка» Л. Минкуса (1983), перенесенная Н.С. Маркарьянцем. С творчеством А.В. Чичинадзе артисты познакомились в балете «Франческа да Римини» (1986), Р. Ибатуллин поставил два балета — «451 градус по Фаренгейту» С. Корнилова (1989) и «Тысяча и одна ночь» Ф. Амирова (1990). В 1990 году балетная труппа театра в полном составе впервые с успехом выступила за границей — в Китайской Народной Республике, представив балеты «Сотворение мира» и «Тысяча и одна ночь».

О якутском балете широко заговорили после проведения в столице республики в 1990, 1992 и 1994 годах международных балетных фестивалей «Северный дивертисмент». В целом 1990-е годы в истории якутского балетного искусства отмечены новым качественным взлетом, возросшим уровнем профессионального мастерства артистов. На балетном небосклоне взошли новые звезды — О. Абрамова, Г. Дулова, И. Мясоедов, Д. Дмитриев, А. Носова, В. Петров, С. Ултургашев.

Балет «Орлы летят на север» Г. Комракова. 1969 г.

В 1991 году театр получил статус Государственного театра оперы и балета Республики Саха (Якутия), единственного на Севере и Дальнем Востоке. Талантливое художественное руководство в этот период осуществлялось И.Ю. Паршагиным, чья недолгая, но активная деятельность подарила якутянам «Пахиту», «Свадьбу Авроры», «Программу старинной хореографии».

С 1992 по 1996 год труппу возглавлял петербургский балетмейстер, заслуженный деятель искусств России А.М. Полубснцев. Все осуществленные им спектакли связаны с поиском нового направления, освоением самобытного танцевального языка мастера, свежих пластических решений, современной хореографической мысли. Его оригинальные сочинения «Классическая симфония» С. Прокофьева, «Ночные танго» А. Пьяццолы, «Приключения Чиполлино» К. Хачатуряна, «Знак Солнца» А. Мекаева, «Праздники танца» украсили афишу театра.

Бенефис якутского балета в Москве (1993) без скидок на периферийность высоко был оценен ведущими столичными критиками. «Парадом индивидуальностей» были названы выступления ведущих солистов.

Немалая заслуга в этом принадлежала высокой культуре, творческому опыту и авторитету Е.А. Степановой, с 1992 по 1994 год возглавлявшей труппу в качестве художественного руководителя, а с 1995 по 1997 год — директора балетной труппы. Под руководством О.И. Розановой осуществлена постановка балета «Дон Кихот» Л. Минкуса в редакции Мариинского театра. Это еще одна ступень в творческом росте коллектива. 

Г. Дулова и В. Петров в балете «Дон Кихот». 1977 г.

С 1997 года по сегодняшний день балетную труппу возглавляет заслуженная артистка Республики Саха (Якутия) М.В. Сайдыкулова, выпускница Российской академии театрального искусства им. А.В. Луначарского. Ей принадлежат постановки балетов «Легкое дыхание» Е. Неустроева (1997), «Щелкунчик» (1998) в хореографической версии В. Вайнонсна, «Белоснежка и семь гномов» (2000), «Корсар» (2001) в академической редакции, «Античные танцы» О. Респиги, «Свет и тени Марты Грэхэм», «Аромат смерти, или Исповедь господина Ы» В. Шадрина, «Священный Ильмень» и другие.

О. Абрамова и И. Мясоедов в «Лебедином озере». 1999 г.

Важнейшей вехой не только для театра, но и для культурной жизни всей республики стала премьера «Лебединого озера» (1999), поставленного великим мэтром хореографии К. Григоровичем, ознаменовавшая новый этап в развитии якутского балета. В главных партиях выступили заслуженная артистка Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), лауреат Государственной премии им. П. Ойунского О. Абрамова и народный артист Республики Саха (Якутия) И. Мясоедов.

Постановка этого шедевра мировой классики стала возможна благодаря созданию в 1992 году Республиканского хореографического училища под руководством заслуженного работника культуры Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) Н.С. Посольской. Первые его выпускники пришли в театр в 1999 году, чем обеспечили дальнейшее существование балетной труппы.

Сегодня почти вся труппа состоит из кадров местного образования, среди которых много талантливых и перспективных артистов. В пору творческой зрелости вошли заслуженные артисты Республики Саха (Якутия) Е. Тайшина, А. Попов, М. Гоголева, Н. Корякина, ярко заявили о себе А. Санникова, М. Дегтярева, Ю. Мярина, В. Слепцова, А. Иванова, Р. Хон, Л. Попов, С. Афанасьев.

Ступенью творческого роста, возможностью расширить свой танцевальный и актерский потенциал стал «Бахчисарайский фонтан» (2001) в постановке К.А. Шморгонера. Главные партии исполнили Д. Дмитриева, С. Ултургашев, А. Носова, Д. Дмитриев, И. Мясоедов.

Концерт «В честь танца»

Перешагнув в третье тысячелетие, якутский балет стоит на пороге новых открытий, новых свершений и уверенно смотрит в будущее. Продолжается традиция участия одаренных артистов в международных и всероссийских конкурсах и фестивалях. Сегодня балетная афиша насчитывает около 30 названий — одноактных и полнометражных полотен русской и зарубежной классики, национальных, современных и детских спектаклей.

Высокой школы профессионализма, актерского мастерства потребовал грандиозный проект, осуществленный в 2004 году, — премьера балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» в постановке Ю.Н. Григоровича.

Сотрудничество с хореографами различных стилей и направлений всегда приносит свои плоды. Так, интересными по замыслу и пластическому воплощению стали современные спектакли «Золотой петушок», «Мцыри», «Принцесса Луны», «В тени ветров».

В 2000 году по инициативе заслуженного деятеля искусств Республики Саха (Якутия) Л.Л. Габышевой возобновилось проведение балетных фестивалей с новым названием «Стерх». В 2011 году состоится VI Всероссийский фестиваль классического балета под неизменным художественным руководством Н.М. Садовской.

Самое утонченное, изящное, грациозное из искусств — классический балет, родившийся в Якутии из «Полевого цветка», — окончательно прижился на Земле Олонхо и продолжает расти, расцветая на Полюсе холода.

Валерия Захарова

Источник:  yakutskhistory.net

Похожие статьи:

© 2011-2015 Детская художественная школа
Россия, Ульяновская область,
г.Димитровград, проспект Автостроителей, 55, тел/факс (84235) 7-56-38

rss