Новости

Статьи

Home News

Музей Соломона Гуггенхайма и в Нью-Йорке

24.08.2018

видео Музей Соломона Гуггенхайма  и  в Нью-Йорке

Испания Бильбао1. Музей Соломона Гуггенхайма. Мост Субисури(Zubizuri ) или Кампо-Волантин

Соломон Роберт Гуггенхайм (1861-1949) — бизнесмен-миллиардер, меценат, основатель Фонда, носящего его имя (Solomon R. Guggenheim Foundation), призванного поддерживать современное искусство, и владелец крупнейшей коллекции такового. Именно для его собрания в 1939 году был открыт первый музей, для которого приспособили (добавив богатую отделку) здание автомобильного салона. Первый проект для нового здания исполнил Райт в 1943-1946 годах. Предложение он получил в письме директора музея баронессы, искусствоведа и художницы Хиллы Рибэй фон Эренвизен от 1 июня 1943 года. В нем были ключевые для зодчего слова: «Я хочу храм духа, монумент!»



 

Здесь впервые архитектура существует как пластика, один этаж перетекает в другой (напоминая отношение частей в скульптуре) вместо обычного суммирования слоев, как бы нарезанных и наложенных один на другой посредством стоечно-балочной конструкции. Здание, отлитое из бетона как целое, больше напоминает яичную скорлупу, чем структуру трехмерной решетки. Плоть светлого бетона лишь обмазана штукатуркой... Конструктивные расчеты выполнены для консолей и непрерывности, а не для столбов и балок. Чистый результат такой конструкции — великий покой, ощущение непрерывно бегущей волны; ничто не шокирует глаз внезапным изменением формы. Все — целостное и неразрушимое здание, насколько это возможно сделать науке.


Guggenheim Museum | Музей Соломона Гуггенхейма в Нью-Йорке

Ф. Л. Райт

Райт был убежден: для такого искусства (а Гуггенхайм специализировался на абстрактном искусстве) требуются неординарные архитектурные формы. Тесная застройка центра Нью-Йорка не вдохновляла Райта. К этому времени он, как бы споря с господствующей повсеместно прямоугольностью, уже проводил эксперименты с построением пространства на основе углов в 12 и 60 градусов, круга, спирали. В 1937 году воздвиг «дом-соты» — особняк Ханна в Пало-Алто, штат Калифорния, а в административном здании фирмы «Джонсон» применил и круглую планировку. Первые эскизы здания музея, относящиеся к 1943 году, обнаруживают, что Райт предполагал гексагональную планировку вокруг открытого центрального двора, шестиуровневую ленту этажей с высокими окнами, забранными горизонтальными стеклянными трубками, как в здании «Джонсон», и наполняющие интерьер зыбким светом. Дополнительное освещение давал стеклянный купол центрального двора. Совершенно очевидно, что Райт здесь использовал идею проекта планетария Гордона Стронга (штат Мэриленд), рожденного еще в 1925 году.

Музей Гуггенхайма в Бильбао HD

 

 

Предполагалось, что по спирально закрученному пандусу, устроенному снаружи здания, которое должно было венчать гору Шугар Лоуф, автомашины поднимались бы к видовой площадке. Внутри же располагалась полусфера планетария. Структура Музея Гуггенхайма трактовалась по контрастной схеме, пандус был устроен внутри здания, зрителям предлагалось с первого этажа подниматься на лифте, а затем спускаться, обходя по спирали экспозицию, вновь ко входу-выходу. Каждый виток спирали снабжен лифтовым выходом.

Идею подобного устройства музейного пространства можно встретить в неосуществленном проекте Ле Корбюзье 1931 года — это должен был быть постоянно разрастающийся музей современного искусства. Впоследствии такая схема была использована швейцарским зодчим в музеях в Ахмадабаде и Токио.

Споры по проекту среди заказчиков продолжались не один год. Все увеличивающаяся стоимость материалов, как и изменения музейных программ, заставляли архитектора постоянно переделывать некоторые детали и задерживали реализацию проекта.

За эти годы Райт осуществил постройки, в которых, как в лабораторных экспериментах, исследовал определенные параметры этого своего большого проекта.

 

В доме Джекобса в Мидлтоне (штат Висконсин, 1948) вновь — криволинейную форму; в торговом зале магазина сувениров Морриса в Сан-Франциско (штат Калифорния, 1948-1950) — внутренний пандус как основную структурообразующую деталь. В доме для своего сына Дэвида Райта (Феникс, штат Аризона, 1950) он также использовал спиральный пандус. Однако, учитывая в перспективе свой музейный проект, Райт не был удовлетворен фактурностью этой постройки, расчлененностью внешнего облика. Эти черты были отброшены им в окончательном варианте здания Музея Гуггенхайма.

Строительство после окончательного утверждения (в августе 1956 года был расчищен участок на Пятой авеню между 88-й и 89-й улицами) началось лишь в 1957 году. Сегодня Музей оказался в пределах так называемой Музейной мили Нью-Йорка.

Сам Райт заявлял, что музей больше похож на храм в парке, нежели на деловое или жилое здание. Невозможно остановить взгляд на какой-либо одной точке «непрерывной волны» (определение автора) — мощной спирали внутренней галереи, которая собственно и представляла галерею экспозиции. Прозрачный купол светового дворика здесь — как воспоминания о тех многих постройках Райта, которые были вдохновлены идеалом объединяющего тепла родного очага. Взаимопроникающие и наложенные друг на друга пространственные, открытые объемы в интерьере позволяли одновременно обозревать художественные произведения с разных уровней.

Совершенно замечательной особенностью архитектуры музея является то, что Райт здесь, словно возвращаясь к древним традициям культового зодчества (автор трактовал свой музей как «храм культуры»), устанавливает и вектор движения посетителя, и восприятие им пространства. (Впрочем, тема плоскостей, которые определяют перетекание пространства, а значит, и движение человека, была рождена Райтом еще в период «домов прерий».) Совершенно очевидна вертикальная доминанта здания. Историк архитектуры А. В. Иконников справедливо отмечает: «Открытая взгляду перспектива в вертикальном направлении — сильное средство эмоциональной выразительности». И действительно, именно эта связь архитектурной спирали с открытыми взгляду небесами придает интерьеру музея особый статус.

Музей, который сделался важнейшей достопримечательностью Нью-Йорка, открылся в октябре 1959 года. Архитектор не дожил до этого знаменательного события всего несколько месяцев (последний его визит на стройку состоялся в январе 1959 года). К тому времени скончался и заказчик. Но в 1992 году к основному зданию было пристроено крыло, которое несколько изменило его общий облик, однако не нарушило впечатления «отдельности» комплекса от окружающей застройки. 

 

Дополнительные выставочные пространства и двухэтажный офисный корпус были выстроены по проекту нью-йоркской архитектурной фирмы Gwathmey Siegel & Associates Architects

© 2011-2015 Детская художественная школа
Россия, Ульяновская область,
г.Димитровград, проспект Автостроителей, 55, тел/факс (84235) 7-56-38

rss